Личность в истории

Личность в истории (Петр I, Павел II)
 
Класс произвольно делится на 2 группы. Каждая группа получает портрет человека (известного). Группы не знают, что у них портрет одного человека.

Задание. Докажите, что внешность, одежда этого человека соответствует описанию к данному  портрету (Галкин М.)

Учащиеся выполняют задание.

Учитель:  - Очень часто мы принимаем за веру, то, что нам преподносят. Вы сумели доказать, что это тот человек, кто описан в характеристике (хотя это не соответствует действительности).

В истории и в жизни каждого из нас таких примеров множество. Давайте поставим себя в позицию творца предметной реальности, перейдем от репродукции реальности к творчеству. По мнению Юрия Львовича Троицкого «учебник несет некую безусловную истину, а необходимо столкновение мнений, активный поиск истины, который живет до тех пор, пока не облачается в связанный авторский текст, где благополучно и умирает.

Давайте попробуем вместе написать историю, не пользуясь учебником. В истории очень много противоречивых событий, процессов, загадочных личностей. Одной из них является Павел I. В 1796 г. умерла Екатерина II и на престол взошел её сын Павел. Вступил он на престол уже в зрелом возрасте, в 42 года и правил до 1801 года. Что же представляет собой Павел I?

Задание. Познакомиться с различными характеристиками личности Павла I и сделать выводы о нем, написав свою историю о Павле, как личности и правителе.

Класс делится на 4 группы:

1 группа «Современники» Павла I. Вы современники Павла I. Кто он для Вас? Конечно, вы не все объективны, для кого-то он друг, для кого-то враг.

2 группа «Потомки». Вы, может быть, менее эмоциональны, чем современники, Вы – наблюдатели, тем самым более объективны.

3 группа «Иностранцы». Взгляд со стороны.

4 группа «Скоморохи». Вы оцениваете события с позиции выделения позитивного и негативного. Скомороху все дозволено!

Сведения будут разные. Кому верить? Можете упрекать, оспаривать, доказывать.

Итог: Ваш Павел I. Кто он для нас в истории (диктатор, романтик, рыцарь, деспот)?

Каждая личность многогранна, многоцветна, как и вся наша история. Не может быть одного взгляда, одного цвета. Все мы наделены и пороками и добродетелями, и Христос, и Антихрист в нас. Все мы с детства слышим о том, что все люди – «винтики» в механизм государства, и ведь историю делают люди – плохие они или хорошие (опять же, по чьим меркам?). Можно по-разному относится к тем или иным историческим личностям, но нужно согласиться, что все они оставили свой след в истории.

Когда сгоришь, что станется с тобою?
Уйдешь ли дымом в небо голубое?
Золой ли станешь теплой на ветру?
Что своего оставишь ты в миру?
Чем вспомнить о тебе в юдоли ранней?
Зачем ты в мир пришел?
Что пепел скрыл от нас?
А вдруг из пепла нам блеснет алмаз,
Блеснет со дна своею чистой гранью?
    И.К. Норвид

По этому плану проводится урок о Петре I. Петр I – величайший деятель? зловещая персона? варвар? цивилизатор? суперзверь среди людей? Человек среди варваров? Мудрый преобразователь?

Разработка сайта: